Главная » 2020 » Апрель » 27 » Полезные советы для родителей об изоляции с детьми: родитель не должен становиться учителем своего ребёнка
19:03
Полезные советы для родителей об изоляции с детьми: родитель не должен становиться учителем своего ребёнка

 О нюансах обучения детей отвечает Анна  Башович специалист по системной семейной терапии, преподаватель  Института практической психологии «Иматон» , г. Санкт-Петербург

- Современные школьники оказались в неожиданной ситуации, когда они вынуждены учиться дома. Скажите, пожалуйста, на что важно обратить внимание родителям, чтобы дистанционное обучение во время эпидемии коронавируса было более-менее эффективным и комфортным для ребенка?

- Да, формат обучения резко изменился. Самые смелые прогнозы были о том, что все образование лет через 10 уйдет в онлайн-формат, но будущее наступило внезапно. В этой ситуации самое пристальное внимание родителям нужно обратить на индивидуальный график занятий, которому ребенок будет следовать. Если школа не дает своего расписания, важно составить план, выделить точки контроля. Записать с ребенком: в понедельник у тебя математика, во вторник — русский, в четверг — физика, химия и так далее. Важно, чтобы у ребенка не сбивался график, к которому он привык в школе. Как только привычка совсем уйдет, будет еще сложнее. Это, мне кажется, самое главное. Точки контроля важны, пусть сначала контроль будут более частым, а потом — все меньше.

- Родитель должен сам учить своего ребенка?

- Мне кажется, родители должны быть методистами, которые организуют процесс. С тем, что родители должны становиться учителями, я не согласна. Эту функцию надо оставить за учителем. Родителю нужно оставаться родителем, организатором процесса. Снизить планку требований, в конце концов, сказать себе, что мой ребенок в эту четвертую четверть, совершенно точно, выучит и узнает меньше, чем если бы он ходил в школу как всегда. Это можно принять как факт. Перестать по этому поводу нервничать и передавать свою тревогу ребенку, потому что мы не можем ничего изменить. Ребенок отстанет точно так же, как и другие: сейчас в 90% стран все школьники учатся дистанционно. Поступление во все высшие заведения откладывается. Мир встал на паузу, так скажите себе: «Мой ребенок узнает меньше, он идет в ногу со временем и с другими школьниками». Дать себе такую установку — это очень важно.

Самостоятельно обучать ребенка русскому, математике и другим предметам — это очень плохая идея. В этой ситуации будут нарушены границы детско-родительских отношений, скорее всего, количество скандалов и ссор увеличится, но результат может вам не понравиться. Мы не учителя по профессии. Хотя, даже если бы мы были учителями — плохо, когда учитель начинает учить собственных детей. Остаться мамой, папой — самое важное, что родитель может дать своему ребенку.

- Как в семье соблюдать баланс между обучением и жизнью семьи, в которой есть что-то кроме обучения?

- Нужно построить график жизни семьи, который учитывает и занятия, и отдых. Например, мы пишем, что каждый день с 10 ребенок учится точно так же, как и раньше. У него точно так же есть перемены. Не обязательно вставать в 7 утра, создайте комфортное расписание, пусть он начинает заниматься даже в 11 утра, если это будет для него более продуктивно. Доказано физиологами, что в подростковом возрасте дети нуждаются в большем количестве часов сна. Главное — выделить нужное количество часов. Если есть план занятий и точки контроля, после того, как ребенок приступил к занятиям, родитель его не трогает. Когда у ребенка возникают сложности с каким-то материалом, он может сам обратиться к родителю за помощью. Если ребенок не справляется с занятиями, можно подумать об онлайн-репетиторе, искать тематические видеоуроки в интернете. А если и это не помогает — отложить до того момента, когда ребенок вернется в школу.

Важно также организовывать отдых семьи — совместные занятия чем-то, что приносит всем удовольствие. Кроме того, необходимо уважать личное время и пространство друг друга. Когда дети живут в одной комнате с родителями и всегда находятся на виду у взрослых, это может провоцировать излишнее воспитательное рвение и повышает вероятность конфликтов. Я призываю родителей дать детям возможность побыть одним, так, как они привыкли без карантина. У взрослых есть много возможностей уткнуться в смартфон и попросить, чтобы их не трогали, а детям мы часто такого не разрешаем. Но, если жилищные условия не позволяют уйти в отдельную комнату, детям нужно свободное время, чтобы уединиться хотя бы с гаджетом. Это помогает снять напряжение.

- Карантин закончится и дети смогут перейти опять на форму обучения, которая для них более привычна. Что позитивного могут извлечь и дети, и родители из этого неожиданного для себя формата, что будет им полезно в будущем?

- Самое главное: опыт освоения информационных технологий. Дети научатся общаться в видеоформате. Это, с точки зрения психологии, прекрасный тренинг. Во время коммуникативных тренингов мы очень часто записываем выполнение некоторых упражнений на видео, потом просматриваем. Так ребенок привыкает смотреть на себя со стороны, у него повышается самооценка. Общение в видеоформате на карантине — это прекрасный тренинг, не только для подростков, но и для многих учителей.

Родители могут научиться, хотя это достаточно сложно, давать детям свободу в рамках установленных границ.

 

Просмотров: 194 | Добавил: always | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0